Турист Елена Кулешина (LenaTula)
Елена Кулешина — была 6 июня 2023 12:37
Карелия - любоfff! И в пятый раз не разочарована, а влюблена ещё больше!
Фотоальбом

Роскошь Екатерининского дворца

В начале XVIII века в том месте, где позже был сооружен шикарный дворец, существовало финское селение, именуемое Саарская мыза. В 1710 году эти владения были подарены Петром I своей будущей жене Екатерине.

Тогда резиденцией царя считался Петергоф. Но на протяжении многих столетий все наследники трона больше любили Екатерининский дворец в Царском Селе и большую часть времени проводили именно там. Дворец стал настоящей парадной резиденцией. Вплоть до 1910 года Екатерининский дворец именовался как Большой Царскосельский.

В 1717 году Екатерина начинает строительство дворца. К строительству был привлечен немец архитектор Браунштейн. В то же время он занимался архитектурным ансамблем в Петергофе. Завершились работы по строению в 1724 году. «Каменные палаты» — именно так называла свой двухэтажный особняк Екатерина.

Елизавета Петровна стала новой владелицей дворцовых палат в 1741 году. По её указанию в конце 1742 года архитектор Земцов начинает перестройку дворца, но скорая его смерть не дает осуществить задуманное. К работе после привлекались многие видные архитекторы. В 1752 году к работе привлекли великого архитектора Растрелли. Елизавета решила полностью изменить облик дворца, поскольку сочла его маленьким и старомодным. Именно после этой грандиозной реконструкции, которая длилась четыре года, появился на свет красивейший, современный Екатерининский дворец, удивляющий нас своим великолепием и сегодня. Презентация иностранным гостям и вельможам состоялась 30 июля 1756 года. Грандиозное сооружение поразило гостей своими масштабами и величием
Елизавета Петровна стала новой владелицей дворцовых палат в 1741 году. По её указанию в конце 1742 года архитектор Земцов начинает перестройку дворца, но скорая его смерть не дает осуществить задуманное. К работе после привлекались многие видные архитекторы. В 1752 году к работе привлекли великого архитектора Растрелли. Елизавета решила полностью изменить облик дворца, поскольку сочла его маленьким и старомодным. Именно после этой грандиозной реконструкции, которая длилась четыре года, появился на свет красивейший, современный Екатерининский дворец, удивляющий нас своим великолепием и сегодня. Презентация иностранным гостям и вельможам состоялась 30 июля 1756 года. Грандиозное сооружение поразило гостей своими масштабами и величием
Огромные размеры: длина дворца тянется вдоль линии сада и составляет 325 метров. Красота, величие, неповторимость архитектуры никого до сих пор не оставляют равнодушными. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями. Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Фигуры атлантов на лицевом фасаде дворца, первоначально тоже были покрыты золотом, однако при проведении реставрации на позолоту решили не тратиться.
Огромные размеры: длина дворца тянется вдоль линии сада и составляет 325 метров. Красота, величие, неповторимость архитектуры никого до сих пор не оставляют равнодушными. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями. Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Фигуры атлантов на лицевом фасаде дворца, первоначально тоже были покрыты золотом, однако при проведении реставрации на позолоту решили не тратиться.
В конце XVIII века Екатерина увлеклась античной архитектурой. Екатерининский дворец в Царском Селе при правлении Екатерины II пережил окончательную реконструкцию. Для проведения работ она наняла знатока античности – архитектора из Шотландии Чарльза Камерона. Именно он создал во дворце Синий, Серебряный кабинеты, Арабесковую, Лионскую гостиные, Китайский зал и Купольную столовую. Все интерьеры, создаваемые Камероном, подчеркивали утонченный строгий стиль, удивляли красотой и таинственностью отделки. Благодаря этому же архитектору Екатерининский дворец приобрел Китайскую голубую гостиную, Парадную голубую, Зеленую столовые. Они были обустроены специально для Павла Петровича – сына Екатерины II и его высокочтимой супруги, также для них были выстроены опочивальня и официантская. В 1817 году при Александре I архитектор Стасов создал Парадный кабинет с несколькими прилегавшими удобными для работы комнатами. Все эти помещения были оформлены в стиле, посвященном прославленной победе в войне с великим императором Наполеоном.
В конце XVIII века Екатерина увлеклась античной архитектурой. Екатерининский дворец в Царском Селе при правлении Екатерины II пережил окончательную реконструкцию. Для проведения работ она наняла знатока античности – архитектора из Шотландии Чарльза Камерона. Именно он создал во дворце Синий, Серебряный кабинеты, Арабесковую, Лионскую гостиные, Китайский зал и Купольную столовую. Все интерьеры, создаваемые Камероном, подчеркивали утонченный строгий стиль, удивляли красотой и таинственностью отделки. Благодаря этому же архитектору Екатерининский дворец приобрел Китайскую голубую гостиную, Парадную голубую, Зеленую столовые. Они были обустроены специально для Павла Петровича – сына Екатерины II и его высокочтимой супруги, также для них были выстроены опочивальня и официантская. В 1817 году при Александре I архитектор Стасов создал Парадный кабинет с несколькими прилегавшими удобными для работы комнатами. Все эти помещения были оформлены в стиле, посвященном прославленной победе в войне с великим императором Наполеоном.
В 1860-1863 годы Екатерининский дворец пережил, пожалуй, последний крупный этап по реконструкции и перестройке. Занимался работами архитектор Монигетти.   Золотые ворота
В 1860-1863 годы Екатерининский дворец пережил, пожалуй, последний крупный этап по реконструкции и перестройке. Занимался работами архитектор Монигетти. Золотые ворота
Большой Екатерининский дворец во время Великой Отечественной войны был почти полностью разрушен, но в настоящее время, благодаря отличной работе реставраторов, из 58 залов восстановлено 32. Большая часть еще закрыта для посещения.
Большой Екатерининский дворец во время Великой Отечественной войны был почти полностью разрушен, но в настоящее время, благодаря отличной работе реставраторов, из 58 залов восстановлено 32. Большая часть еще закрыта для посещения.
Экскурсии во дворце проводит гид. Каждому посетителю выдается наушник, так что не надо напрягаться, чтобы всё услышать. Так как вход происходит точно по времени, указанному на билетах с интервалом 20 минут, то в залах совершенно нет толкотни и скопления народа. Нам это оччччень понравилось! Чтобы всё лучше сфотографировать, я шла самой последней в группе. То есть наша группа уже проходила комнату, а следующая группа ещё была совсем далеко. Комната в твоем распоряжении! Если отстаёшь , в микрофоне начинает жужжать, быстренько догоняешь и ву-а-ля!
Экскурсии во дворце проводит гид. Каждому посетителю выдается наушник, так что не надо напрягаться, чтобы всё услышать. Так как вход происходит точно по времени, указанному на билетах с интервалом 20 минут, то в залах совершенно нет толкотни и скопления народа. Нам это оччччень понравилось! Чтобы всё лучше сфотографировать, я шла самой последней в группе. То есть наша группа уже проходила комнату, а следующая группа ещё была совсем далеко. Комната в твоем распоряжении! Если отстаёшь , в микрофоне начинает жужжать, быстренько догоняешь и ву-а-ля!
Прежде всего попадаем на Парадную лестницу, украшенную скульптурой «Просыпающийся амур» 1860 года. Это что-то грандиозное! Такая изящная и тонко сделанная лепнина! Парадная лестница занимает всю высоту и ширину дворца и освещается с востока и запада окнами, расположенными в три яруса. Белые мраморные ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке, с которой четыре марша ведут на второй этаж, к парадным залам.
Прежде всего попадаем на Парадную лестницу, украшенную скульптурой «Просыпающийся амур» 1860 года. Это что-то грандиозное! Такая изящная и тонко сделанная лепнина! Парадная лестница занимает всю высоту и ширину дворца и освещается с востока и запада окнами, расположенными в три яруса. Белые мраморные ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке, с которой четыре марша ведут на второй этаж, к парадным залам.
Лестница была создана при Екатерине II Чарлзом Камероном на месте Китайского зала. В память об этом интерьер украшают вазы и блюда из китайского фарфора. Потолок зала украшают картины «Эней и Венера», «Юпитер и Каллисто» и «Суд Париса». Они заменили полотна, погибшие под рухнувшими перекрытиями во время войны.
Лестница была создана при Екатерине II Чарлзом Камероном на месте Китайского зала. В память об этом интерьер украшают вазы и блюда из китайского фарфора. Потолок зала украшают картины «Эней и Венера», «Юпитер и Каллисто» и «Суд Париса». Они заменили полотна, погибшие под рухнувшими перекрытиями во время войны.
Парадная лестница дворца была создана в стиле «второе рококо». Лепной декор стен и обрамляющие дверные проёмы кариатиды были восстановлены по обнаруженным деталям и довоенным изображениям
Парадная лестница дворца была создана в стиле «второе рококо». Лепной декор стен и обрамляющие дверные проёмы кариатиды были восстановлены по обнаруженным деталям и довоенным изображениям
Перед каждым, кто посещал Царское Село, Екатерининский дворец предстаёт, как чудо света. После современных привычных интерьеров (турникетов, сувенирных лавок, касс), туристы непременно оказываются в Большом или Тронном зале. Чередование больших окон с зеркалами зрительно расширяет границы зала
Перед каждым, кто посещал Царское Село, Екатерининский дворец предстаёт, как чудо света. После современных привычных интерьеров (турникетов, сувенирных лавок, касс), туристы непременно оказываются в Большом или Тронном зале. Чередование больших окон с зеркалами зрительно расширяет границы зала
Большой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, — самое большое парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752–1756 годах. Этот нарядный зал площадью более 800 квадратных метров предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов. Размеры его весьма впечатляющие: длина – 47 метров, ширина – 18. Этот зал самый большой среди всех питерских дворцов. Живописный плафон, закрывающий весь потолок демонстрирует аллегории Изобилия, Мира, Мореплавания, Победы и Войны, Искусства и Науки. Оформленный в художественном стиле, паркет надолго приковывает любопытные взгляды.
Большой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, — самое большое парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752–1756 годах. Этот нарядный зал площадью более 800 квадратных метров предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов. Размеры его весьма впечатляющие: длина – 47 метров, ширина – 18. Этот зал самый большой среди всех питерских дворцов. Живописный плафон, закрывающий весь потолок демонстрирует аллегории Изобилия, Мира, Мореплавания, Победы и Войны, Искусства и Науки. Оформленный в художественном стиле, паркет надолго приковывает любопытные взгляды.
Скульптурная и орнаментальная резьба по эскизам Ф.-Б. Растрелли. Особенно пышный резной декор получили торцовые стены, украшенные многофигурными композициями.
Скульптурная и орнаментальная резьба по эскизам Ф.-Б. Растрелли. Особенно пышный резной декор получили торцовые стены, украшенные многофигурными композициями.
Гости, приезжавшие в Царское Село в XVIII веке, первым делом попадали в антикамеры (итал. — передняя, прихожая). Свое название эти помещения получили потому, что находились перед Большим залом и предназначались для ожидания приемов и выхода императрицы.
Гости, приезжавшие в Царское Село в XVIII веке, первым делом попадали в антикамеры (итал. — передняя, прихожая). Свое название эти помещения получили потому, что находились перед Большим залом и предназначались для ожидания приемов и выхода императрицы.
В результате перестроек конца XVIII века, когда на месте двух антикамер появились Арабесковый и Лионский залы, их осталось только три. Это первая Антикамера
В результате перестроек конца XVIII века, когда на месте двух антикамер появились Арабесковый и Лионский залы, их осталось только три. Это первая Антикамера
Первая Антикамера. Плафон «Триумф Бахуса и Ариадны»
Первая Антикамера. Плафон «Триумф Бахуса и Ариадны»
Вторая Антикамера, которая иногда называлась «Кавалерской» комнатой.  Антикамеры, полностью разрушенные в годы Второй мировой войны, обрели первозданный вид. Отделка Второй антикамеры, освещенной с двух сторон четырьмя двойными окнами, не изменилась со времен Елизаветы Петровны.
Вторая Антикамера, которая иногда называлась «Кавалерской» комнатой. Антикамеры, полностью разрушенные в годы Второй мировой войны, обрели первозданный вид. Отделка Второй антикамеры, освещенной с двух сторон четырьмя двойными окнами, не изменилась со времен Елизаветы Петровны.
Образец сладкого стола. Сахарный партер
Образец сладкого стола. Сахарный партер
Первоначально во дворце существовало пять Антикамер. Эти залы использовались по-разному: в первой собирались — самые знатные, следом — чинами пониже и так далее. В такой последовательности они и входили в Большой зал. Петр I установил немецкий этикет, по которому в торжественные дни и на церемониях приглашенные размещались согласно чинам: жены — по чинам мужей, девицы — по чинам отцов.
Первоначально во дворце существовало пять Антикамер. Эти залы использовались по-разному: в первой собирались — самые знатные, следом — чинами пониже и так далее. В такой последовательности они и входили в Большой зал. Петр I установил немецкий этикет, по которому в торжественные дни и на церемониях приглашенные размещались согласно чинам: жены — по чинам мужей, девицы — по чинам отцов.
Третья Антикамера, или «Биллиардная». Тут стоял во времена Императрицы Екатерины II биллиард, на котором она иногда по вечерам играла партию «алягер». Самым сложным в реставрации Антикамер было воссоздание мебели той эпохи, ведь ни эскизов, ни образцов не осталось. Поэтому мебель представлена только в первой комнате.
Третья Антикамера, или «Биллиардная». Тут стоял во времена Императрицы Екатерины II биллиард, на котором она иногда по вечерам играла партию «алягер». Самым сложным в реставрации Антикамер было воссоздание мебели той эпохи, ведь ни эскизов, ни образцов не осталось. Поэтому мебель представлена только в первой комнате.
Арабесковый зал – один из самых эффектных парадных залов, созданных Ч. Камероном в Большом Царскосельском дворце для императрицы Екатерины II, и один из самых «камероновских» интерьеров вообще. В этих интерьерах воплотились самые оригинальные замыслы архитектора, восхитившие хозяйку резиденции и изумившие современников.
Арабесковый зал – один из самых эффектных парадных залов, созданных Ч. Камероном в Большом Царскосельском дворце для императрицы Екатерины II, и один из самых «камероновских» интерьеров вообще. В этих интерьерах воплотились самые оригинальные замыслы архитектора, восхитившие хозяйку резиденции и изумившие современников.
Основной декоративный мотив его убранства — изящные живописные росписи, арабески, почему назвали его Арабесковым. Зал относится к так называемым Пятым аппартаментам (личным покоям Екатерины II), в нем "поспорили" две эпохи. Важным элементом убранства этого зала стали зеркала. Если в других залах Камерон обычно помещает только одно зеркало над камином, изредка два, то здесь их в резных золоченых рамах двенадцать. Восемь овальных — между пилястрами и прямоугольные — между окнами.
Основной декоративный мотив его убранства — изящные живописные росписи, арабески, почему назвали его Арабесковым. Зал относится к так называемым Пятым аппартаментам (личным покоям Екатерины II), в нем "поспорили" две эпохи. Важным элементом убранства этого зала стали зеркала. Если в других залах Камерон обычно помещает только одно зеркало над камином, изредка два, то здесь их в резных золоченых рамах двенадцать. Восемь овальных — между пилястрами и прямоугольные — между окнами.
Паркет покрыт ковром, рисунок которого составляют знамена, пушки, ядра, сабли и другие военные доспехи. В центральном медальоне — орел, мечущий молнии в турецкую чалму. Ковер был выткан во Франции по заказу русского двора. Центральный его рисунок символически изображает победу России над Турцией.
Паркет покрыт ковром, рисунок которого составляют знамена, пушки, ядра, сабли и другие военные доспехи. В центральном медальоне — орел, мечущий молнии в турецкую чалму. Ковер был выткан во Франции по заказу русского двора. Центральный его рисунок символически изображает победу России над Турцией.
В основе программы плафона положена тема восхваления человеческих добродетелей. Медальоны плафона, расположенные по кругу зеркала потолка представляют аллегории мира, удачи, дружбы, приветливости, великодушия, доверия, милосердия и вдохновения. Композиция центрального медальона напоминает широко известный мифологический сюжет о Парисе, выбирающем одну из богинь, однако художник изобразил аллегории красоты, скромности и терпения.
В основе программы плафона положена тема восхваления человеческих добродетелей. Медальоны плафона, расположенные по кругу зеркала потолка представляют аллегории мира, удачи, дружбы, приветливости, великодушия, доверия, милосердия и вдохновения. Композиция центрального медальона напоминает широко известный мифологический сюжет о Парисе, выбирающем одну из богинь, однако художник изобразил аллегории красоты, скромности и терпения.
Во время войны зал был разграблен фашистами и уничтожен огнем пожара. Арабесковый зал – первый из воссозданных на половине Екатерины II.
Во время войны зал был разграблен фашистами и уничтожен огнем пожара. Арабесковый зал – первый из воссозданных на половине Екатерины II.
Кавалерская (Серебряная) столовая. Размеры ее невелики, поэтому на стенах Растрелли разместил зеркала и ложные зеркальные окна, что сделало зал просторнее и светлее. Иногда в Кавалерской происходили «представления» и парадные приемы высших офицеров гвардейских полков, для кавалеров Российских орденов — Андреевского, Георгиевского, Владимирского и Св. Александра Невского, что и дало название комнате.
Кавалерская (Серебряная) столовая. Размеры ее невелики, поэтому на стенах Растрелли разместил зеркала и ложные зеркальные окна, что сделало зал просторнее и светлее. Иногда в Кавалерской происходили «представления» и парадные приемы высших офицеров гвардейских полков, для кавалеров Российских орденов — Андреевского, Георгиевского, Владимирского и Св. Александра Невского, что и дало название комнате.
Специальных столовых залов в елизаветинских дворцах не существовало. «Ординарные» столы из нескольких штук накрывались в комнатах парадной анфилады в зависимости от статуса приема и количества приглашенных гостей. Такой порядок организации парадных обедов сохранялся на протяжении всего XVIII века, и лишь в следующем столетии за некоторыми интерьерами, где чаще других накрывались столы, закрепилось название столовых
Специальных столовых залов в елизаветинских дворцах не существовало. «Ординарные» столы из нескольких штук накрывались в комнатах парадной анфилады в зависимости от статуса приема и количества приглашенных гостей. Такой порядок организации парадных обедов сохранялся на протяжении всего XVIII века, и лишь в следующем столетии за некоторыми интерьерами, где чаще других накрывались столы, закрепилось название столовых
Живописный плафон украсил Кавалерскую столовую в середине XIX века, в ходе переоформления интерьеров под руководством А. И. Штакеншнейдера. Из императорских кладовых архитектор выбрал полотно «Александр Македонский и семья персидского царя Дария» кисти живописца XVIII века Карла Балка. По замыслу зодчего плафон был дополнен лепными медальонами с живописными вставками. При воссоздании отделки зала после войны в центре потолка была помещена картина неизвестного русского мастера середины XVIII века на сюжет античного мифа о боге солнца Гелиосе и богине утренней зари Эос (из фондов Государственного Русского музея). Гелиос и Эос изображены в окружении фигур, олицетворяющих времена года.
Живописный плафон украсил Кавалерскую столовую в середине XIX века, в ходе переоформления интерьеров под руководством А. И. Штакеншнейдера. Из императорских кладовых архитектор выбрал полотно «Александр Македонский и семья персидского царя Дария» кисти живописца XVIII века Карла Балка. По замыслу зодчего плафон был дополнен лепными медальонами с живописными вставками. При воссоздании отделки зала после войны в центре потолка была помещена картина неизвестного русского мастера середины XVIII века на сюжет античного мифа о боге солнца Гелиосе и богине утренней зари Эос (из фондов Государственного Русского музея). Гелиос и Эос изображены в окружении фигур, олицетворяющих времена года.
На протяжении всего XIX в. стены Кавалерской неизменно затягивались штофом малинового цвета. Во время Великой Отечественной войны зал был полностью уничтожен.
На протяжении всего XIX в. стены Кавалерской неизменно затягивались штофом малинового цвета. Во время Великой Отечественной войны зал был полностью уничтожен.
Особый интерес представляют стулья из Кавалерской столовой, некогда входившие в состав большого гарнитура. В конце XIX века в Кавалерской столовой стульев «на выгнутых посеребренных ножках с резьбою во вкусе рококо», обитых «желтым штофом с разводами», было 22 штуки. Эти стулья, украшенные резьбой растительного характера, с мягкими вкладными сиденьем и спинкой, являются редкими сохранившимися образцами русской мебели елизаветинского времени.
Особый интерес представляют стулья из Кавалерской столовой, некогда входившие в состав большого гарнитура. В конце XIX века в Кавалерской столовой стульев «на выгнутых посеребренных ножках с резьбою во вкусе рококо», обитых «желтым штофом с разводами», было 22 штуки. Эти стулья, украшенные резьбой растительного характера, с мягкими вкладными сиденьем и спинкой, являются редкими сохранившимися образцами русской мебели елизаветинского времени.
В глаза сразу бросается многоярусная изразцовая печь — такие будут встречаться практически во всех залах дворца.   На столах в Кавалерской столовой представлены предметы знаменитых «Орденских» сервизов, декорированные знаками и лентами российских орденов, изготовленные в 1777–1785 годах на первом в России частном фарфоровом заводе Ф. Гарднера.
В глаза сразу бросается многоярусная изразцовая печь — такие будут встречаться практически во всех залах дворца. На столах в Кавалерской столовой представлены предметы знаменитых «Орденских» сервизов, декорированные знаками и лентами российских орденов, изготовленные в 1777–1785 годах на первом в России частном фарфоровом заводе Ф. Гарднера.
Белая Парадная столовая, которая некогда предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы в узком кругу приближенных. Парадные обеды и «вечерние кушанья» занимали значительное место в быту двора XVIII века. Продолжавшиеся по пять — шесть часов подряд, они обычно устраивались в самых разных дворцовых интерьерах. Столы заставлялись огромными серебряными вазами, пирамидами из кондитерских изделий, украшениями из фарфора и сахара, привозившегося тогда из далеких стран.
Белая Парадная столовая, которая некогда предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы в узком кругу приближенных. Парадные обеды и «вечерние кушанья» занимали значительное место в быту двора XVIII века. Продолжавшиеся по пять — шесть часов подряд, они обычно устраивались в самых разных дворцовых интерьерах. Столы заставлялись огромными серебряными вазами, пирамидами из кондитерских изделий, украшениями из фарфора и сахара, привозившегося тогда из далеких стран.
Посреди сгола сооружались фонтаны из вина, цветной воды и шампанского. Число блюд на парадных обедах елизаветинского двора доходило до восьмидесяти. Некоторые блюда носили странные и вычурные названия, например: «бычьи глаза в соусе поутру проснувшись», «щеки селедок», «лосиные губы», «жаркое по-императрицыпу» и другие. 

Для парадных обедов из Астрахани «денно и нощно везли фрукты, из Украины — раков, из Кронштадта доставляли устриц, а из Страсбурга каждый день высылали свежие паштеты.
Посреди сгола сооружались фонтаны из вина, цветной воды и шампанского. Число блюд на парадных обедах елизаветинского двора доходило до восьмидесяти. Некоторые блюда носили странные и вычурные названия, например: «бычьи глаза в соусе поутру проснувшись», «щеки селедок», «лосиные губы», «жаркое по-императрицыпу» и другие. Для парадных обедов из Астрахани «денно и нощно везли фрукты, из Украины — раков, из Кронштадта доставляли устриц, а из Страсбурга каждый день высылали свежие паштеты.
В отделке двух расположенных одна за другой Малиновой и Зеленой Столбовых зодчий применил оригинальные для того времени материалы: затянутые белым штофом стены он украсил прозрачными стеклянными пилястрами — «столбами», с подложенной под стекло малиновой и зеленой фольгой, которые и дали название комнатам. Стоит заметить, фольга в то время была на вес золота.
В отделке двух расположенных одна за другой Малиновой и Зеленой Столбовых зодчий применил оригинальные для того времени материалы: затянутые белым штофом стены он украсил прозрачными стеклянными пилястрами — «столбами», с подложенной под стекло малиновой и зеленой фольгой, которые и дали название комнатам. Стоит заметить, фольга в то время была на вес золота.
Шахматы. Партию не желаете? Обратите внимание на углубления слева и справа на столике. В них играющие клали драгоценные камни, на которые шла игра.
Шахматы. Партию не желаете? Обратите внимание на углубления слева и справа на столике. В них играющие клали драгоценные камни, на которые шла игра.
Фарфоровым изделиям, размещенным во дворце, по 200-300 лет.
Фарфоровым изделиям, размещенным во дворце, по 200-300 лет.
Парадная анфилада, созданная Ф.-Б. Расстрелли. За обилие золоченой резьбы получила название «Золотой анфилады». Ее протяженность равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Церковного корпуса. Растрелли создал бесконечную анфиладу, образованную из трехсотметровой цепи залов. Замысел был гениален. Те, кто приезжал из Петербурга, становились зрителями поистине мистического зрелища. Елизавета появлялась маленькой сверкающей точкой в самом конце анфилады. Медленно двигаясь, она приближалась к гостям, словно видение или призрак. Столь эффектный выход был вполне в духе Елизаветы. Поразить, ошеломить, удивить — эти три слова могли бы стать жизненным кредо императрицы. К сожалению, снять хорошее фото во время экскурсий вряд ли получится
Парадная анфилада, созданная Ф.-Б. Расстрелли. За обилие золоченой резьбы получила название «Золотой анфилады». Ее протяженность равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Церковного корпуса. Растрелли создал бесконечную анфиладу, образованную из трехсотметровой цепи залов. Замысел был гениален. Те, кто приезжал из Петербурга, становились зрителями поистине мистического зрелища. Елизавета появлялась маленькой сверкающей точкой в самом конце анфилады. Медленно двигаясь, она приближалась к гостям, словно видение или призрак. Столь эффектный выход был вполне в духе Елизаветы. Поразить, ошеломить, удивить — эти три слова могли бы стать жизненным кредо императрицы. К сожалению, снять хорошее фото во время экскурсий вряд ли получится
Зеленая Столбовая при Екатерине II служила буфетной, в которой хранились столовое серебро и фарфор, поэтому часть помещения была отгорожена ширмой. Украшение различных предметов фигурами «туземцев», одно из выражений европейского увлечения экзотикой, порожденного эпохой Великих географических открытий, распространилось уже в середине XVII века. Изображения темнокожих людей, получившие название «bon sauvage» (франц. -благородный дикарь), нашли широкий отклик не только в изобразительном искусстве, но и в мебельных предметах.
Зеленая Столбовая при Екатерине II служила буфетной, в которой хранились столовое серебро и фарфор, поэтому часть помещения была отгорожена ширмой. Украшение различных предметов фигурами «туземцев», одно из выражений европейского увлечения экзотикой, порожденного эпохой Великих географических открытий, распространилось уже в середине XVII века. Изображения темнокожих людей, получившие название «bon sauvage» (франц. -благородный дикарь), нашли широкий отклик не только в изобразительном искусстве, но и в мебельных предметах.
Комод со множеством ящичков, с изящными фарфоровыми вазами на верху.
Комод со множеством ящичков, с изящными фарфоровыми вазами на верху.
В гостиной вы увидите портреты Петра I, Екатерины I, Анны Иоановны и Елизаветы Петровны.
В гостиной вы увидите портреты Петра I, Екатерины I, Анны Иоановны и Елизаветы Петровны.
Картинный зал, получивший свое название благодаря оригинальной отделке — живописым полотнам, размещенным в нем по принципу шпалерной развески, — был создан по проекту Ф.-Б. Растрелли. Картинный зал, по богатству архитектурного и художественного убранства один из наиболее значительных и парадных интерьеров дворца. Зал не перестраивался и дошел до нас в первозданном виде.
Картинный зал, получивший свое название благодаря оригинальной отделке — живописым полотнам, размещенным в нем по принципу шпалерной развески, — был создан по проекту Ф.-Б. Растрелли. Картинный зал, по богатству архитектурного и художественного убранства один из наиболее значительных и парадных интерьеров дворца. Зал не перестраивался и дошел до нас в первозданном виде.
В 1745 году Г. Гроот приобрел для Елизаветы в Праге и Богемии 112 картин именно для Царскосельского дворца. Хотя Елизавета Петровна любила живопись, она не относилась к ней как к объекту коллекционирования. Картины рассматривались ею как украшение, элемент особой роскоши, свидетельство достатка. Изобилие картин служило эффектным дополнением золота, янтаря, полов из заморских деревьев, колекции редкого фарфора. Они являлись частью убранства, призванного продемонстрировать гостям дворца чрезвычайное богатство императорского дома, а следовательно, и могущество хозяйки резиденции. Растрелли использовал в помещении 130 картин. Поскольку для него главным была не живопись, а оформление комнаты, то он исользовал картины, как своеобразную цветовую мозаику, и здесь рядом висят и натюрморты и пейзажи, картины самых разных мастеров, образую картинное полотно. Эту комнату можно назвать одной из первых картинных галере России. 114 из 130 полотен — подлинники.
В 1745 году Г. Гроот приобрел для Елизаветы в Праге и Богемии 112 картин именно для Царскосельского дворца. Хотя Елизавета Петровна любила живопись, она не относилась к ней как к объекту коллекционирования. Картины рассматривались ею как украшение, элемент особой роскоши, свидетельство достатка. Изобилие картин служило эффектным дополнением золота, янтаря, полов из заморских деревьев, колекции редкого фарфора. Они являлись частью убранства, призванного продемонстрировать гостям дворца чрезвычайное богатство императорского дома, а следовательно, и могущество хозяйки резиденции. Растрелли использовал в помещении 130 картин. Поскольку для него главным была не живопись, а оформление комнаты, то он исользовал картины, как своеобразную цветовую мозаику, и здесь рядом висят и натюрморты и пейзажи, картины самых разных мастеров, образую картинное полотно. Эту комнату можно назвать одной из первых картинных галере России. 114 из 130 полотен — подлинники.
К Картинному залу примыкает Малая Белая столовая, с которой начинались личные покои императрицы Елизаветы Петровны, а позднее — Екатерины II, в свою очередь передавшей их любимому внуку —великому князю Александру Павловичу, будущему императору Александру I.
К Картинному залу примыкает Малая Белая столовая, с которой начинались личные покои императрицы Елизаветы Петровны, а позднее — Екатерины II, в свою очередь передавшей их любимому внуку —великому князю Александру Павловичу, будущему императору Александру I.
Малая Белая столовая обита белым штофом.
Малая Белая столовая обита белым штофом.
Примечательны в зале резные золоченые кресла русской работы середины XVIII века и выполненное в 1770-х годах охтинским мастером Н. Васильевым бюро наборного дерева.
Примечательны в зале резные золоченые кресла русской работы середины XVIII века и выполненное в 1770-х годах охтинским мастером Н. Васильевым бюро наборного дерева.
Китайская гостиная Александра I
Китайская гостиная Александра I
Ее интерьер выделялся среди комнат Золотой анфилады дворца шелковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере. В остальном отделка следовала общему стилю парадных залов: живописный плафон, резные золоченые десюдепорты по моделям скульптора И.-Ф. Дункера, зеркала между окон, печи из «гамбургских» изразцов и наборный паркет.
Ее интерьер выделялся среди комнат Золотой анфилады дворца шелковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере. В остальном отделка следовала общему стилю парадных залов: живописный плафон, резные золоченые десюдепорты по моделям скульптора И.-Ф. Дункера, зеркала между окон, печи из «гамбургских» изразцов и наборный паркет.
После пожара 1820 года первоначальная отделка была, согласно распоряжению императора Александра I, воссоздана по проекту В. П. Стасова: стены затянули новым расписным шелком, заказанным в Китае, восстановили деревянный резной золоченый декор.
После пожара 1820 года первоначальная отделка была, согласно распоряжению императора Александра I, воссоздана по проекту В. П. Стасова: стены затянули новым расписным шелком, заказанным в Китае, восстановили деревянный резной золоченый декор.
В 2012 году в гостиной вновь зазвучали музыкальные напольные часы Д. Рентгена, 1783 г.
В 2012 году в гостиной вновь зазвучали музыкальные напольные часы Д. Рентгена, 1783 г.
С Зеленой столовой начинаются личные покои в северной части дворца, созданные в 1770-х годах по указу Екатерины II для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его первой супруги Натальи Алексеевны.
С Зеленой столовой начинаются личные покои в северной части дворца, созданные в 1770-х годах по указу Екатерины II для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его первой супруги Натальи Алексеевны.
В отделке преобладает орнамент из виноградной лозы, медальоны с фигурами амуров, барельефы на сюжеты античных мифов о Фаэтоне, Посейдоне и Гермесе. Ни в одном интерьере Камерона нет такого обилия декоративной лепки, как в Зеленой столовой, именно поэтому ее иногда в документах называли «Лепная зала».
В отделке преобладает орнамент из виноградной лозы, медальоны с фигурами амуров, барельефы на сюжеты античных мифов о Фаэтоне, Посейдоне и Гермесе. Ни в одном интерьере Камерона нет такого обилия декоративной лепки, как в Зеленой столовой, именно поэтому ее иногда в документах называли «Лепная зала».
Нежно-зеленые стены покрыты белым лепным орнаментом на мотивы росписей античных вилл.  Камерон словно создает романтический сад с легкой, воздушной аркадой. Зафиксированные на фотографии 1880-х гг бронзовая каминная решетка и каминные приборы, часы «Минин и Пожарский» и два канделябра мастерской П. Томира, а также две французские вазочки, находившиеся на каминной полке, сохранились в коллекции музея.
Нежно-зеленые стены покрыты белым лепным орнаментом на мотивы росписей античных вилл. Камерон словно создает романтический сад с легкой, воздушной аркадой. Зафиксированные на фотографии 1880-х гг бронзовая каминная решетка и каминные приборы, часы «Минин и Пожарский» и два канделябра мастерской П. Томира, а также две французские вазочки, находившиеся на каминной полке, сохранились в коллекции музея.
По сравнению с изысканностью и роскошью оформления Зеленой столовой находящееся рядом помещение Официантской — одного из служебных помещений XVIII столетия — декорировано очень скромно.
По сравнению с изысканностью и роскошью оформления Зеленой столовой находящееся рядом помещение Официантской — одного из служебных помещений XVIII столетия — декорировано очень скромно.
Основной элемент архитектурного решения этой комнаты — симметричное членение стен деревянными пилястрами, окрашенными под мрамор.
Основной элемент архитектурного решения этой комнаты — симметричное членение стен деревянными пилястрами, окрашенными под мрамор.
После войны разрушенный интерьер Официантской был восстановлен: по двум сохранившимся пилястрам выполнили остальные восемнадцать, сохранившийся паркет реставрировали, и в 1959 году зал был открыт для посетителей.
После войны разрушенный интерьер Официантской был восстановлен: по двум сохранившимся пилястрам выполнили остальные восемнадцать, сохранившийся паркет реставрировали, и в 1959 году зал был открыт для посетителей.
Янтарная комната — жемчужина Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемая одним из чудес света. В 1716 году прусский король преподнес в подарок царю Петру янтарные панели, которые доставили в Петербург. Екатерининский дворец они украсили лишь только в 1755 году. Сама Янтарная комната несколько превосходила площадь панелей, и императрица Екатерина II в 1763 году заказала у немецких мастеров добавочные фрагменты для янтарного панно. Для этих целей понадобилось 450 кг янтаря. Свой окончательный шикарный вид Янтарная комната обрела в 1770 году. Огромное панно занимало три яруса. Центральное место охватывала мозаика, изображающая по аллегории пять чувств. Вся комната была уставлена тончайшей работы янтарными изделиями, над которыми трудились лучшие мастера XVII-XVIII веков.
Янтарная комната — жемчужина Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемая одним из чудес света. В 1716 году прусский король преподнес в подарок царю Петру янтарные панели, которые доставили в Петербург. Екатерининский дворец они украсили лишь только в 1755 году. Сама Янтарная комната несколько превосходила площадь панелей, и императрица Екатерина II в 1763 году заказала у немецких мастеров добавочные фрагменты для янтарного панно. Для этих целей понадобилось 450 кг янтаря. Свой окончательный шикарный вид Янтарная комната обрела в 1770 году. Огромное панно занимало три яруса. Центральное место охватывала мозаика, изображающая по аллегории пять чувств. Вся комната была уставлена тончайшей работы янтарными изделиями, над которыми трудились лучшие мастера XVII-XVIII веков.
Янтарная комната в Большом Екатерининском дворце является единственной, в которой запрещена фото и видео съемка, поэтому чтобы запечатлеть хоть частицу этого уникального произведения искусства, приходилось фотографировать "изподтишка". Сразу три смотрительницы наблюдают за гостями. Поэтому извините за мои кривульки, как смогла.
Янтарная комната в Большом Екатерининском дворце является единственной, в которой запрещена фото и видео съемка, поэтому чтобы запечатлеть хоть частицу этого уникального произведения искусства, приходилось фотографировать "изподтишка". Сразу три смотрительницы наблюдают за гостями. Поэтому извините за мои кривульки, как смогла.
Хрупкие янтарные составляющие панно требовали особого бережного обращения и ухода. Во время войны это и сыграло в судьбе Янтарной комнаты роковую роль. Для наилучшего сохранения комнату во время эвакуации не тронули, она была оставлена в Екатерининском дворце. Гитлеровцы вывезли её в Кенигсберг. В годы войны Янтарная комната бесследно исчезла. Выдвигается несколько версий её исчезновения, каждая из которых кажется правдоподобной.
 В 2003 году в Екатерининском дворце к 300-летию Санкт-Петербурга была воссоздана Янтарная комната. Более 20 лет целый штат сотрудников, куда входили реставраторы, историки, химики, криминалисты трудились над возвращением шедевра в жизнь. Для работы использовался калининградский янтарь, который обрабатывали по специальной технологии. Теперь возрожденная Янтарная комната вновь доступна для посещений. Ну, а где затерялся оригинал? Тайна пока остается нераскрытой.
Хрупкие янтарные составляющие панно требовали особого бережного обращения и ухода. Во время войны это и сыграло в судьбе Янтарной комнаты роковую роль. Для наилучшего сохранения комнату во время эвакуации не тронули, она была оставлена в Екатерининском дворце. Гитлеровцы вывезли её в Кенигсберг. В годы войны Янтарная комната бесследно исчезла. Выдвигается несколько версий её исчезновения, каждая из которых кажется правдоподобной. В 2003 году в Екатерининском дворце к 300-летию Санкт-Петербурга была воссоздана Янтарная комната. Более 20 лет целый штат сотрудников, куда входили реставраторы, историки, химики, криминалисты трудились над возвращением шедевра в жизнь. Для работы использовался калининградский янтарь, который обрабатывали по специальной технологии. Теперь возрожденная Янтарная комната вновь доступна для посещений. Ну, а где затерялся оригинал? Тайна пока остается нераскрытой.
Для тех, кто хочет в полной мере почувствовать себя царской особой, музей предлагает вот такой сувенир на память. А тем, у кого амбиций поменьше, - магнитики.
Для тех, кто хочет в полной мере почувствовать себя царской особой, музей предлагает вот такой сувенир на память. А тем, у кого амбиций поменьше, - магнитики.
Эти зеркала помнят не такие отражения. Джинсы, уродские бахилы. Им когда-то были привычней бархат, парча и россыпи камней в диадемах...
Эти зеркала помнят не такие отражения. Джинсы, уродские бахилы. Им когда-то были привычней бархат, парча и россыпи камней в диадемах...
Наш день в Царском селе близится к вечеру, пора уходить, очень не хочется, честно. И очень жаль, что мы не попали в Церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце. Я не знаю, есть туда вход посетителям, но это безумно красивое место. А уж скольким поколениям царских особ России здесь отпускали грехи и благословляли на великие свершения!!! И ещё, нам почему-то не показали несколько комнат, жаль: Предхорную, Китайскую голубую гостиную, Парадную голубую гостиную
Наш день в Царском селе близится к вечеру, пора уходить, очень не хочется, честно. И очень жаль, что мы не попали в Церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце. Я не знаю, есть туда вход посетителям, но это безумно красивое место. А уж скольким поколениям царских особ России здесь отпускали грехи и благословляли на великие свершения!!! И ещё, нам почему-то не показали несколько комнат, жаль: Предхорную, Китайскую голубую гостиную, Парадную голубую гостиную

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому